К вершине! План был такой: живём в Лобуче(4950м), затем переход до Горак-шеп(5150м), оставляем рюкзаки, идём к базовому лагерю Эвереста(5364м), затем возвращаемся в Горак-шеп, спим до трёх-четырёх утра и идём на восхождение на Кала-Патхар(5640м). Но как всегда важны нюансы. Во первых сам сон на такой высоте это дело очень специфическое. Пульс, по крайней мере у меня, не падает ниже 90-95 ударов в минуту, комнаты напомню здесь не отапливаются, в них минус шесть, а то и минус десять градусов. То есть ты лежишь в спальнике, накрытый пуховыми одеялами, торчит только нос. Ну а поскольку пульс высокий, атмосферное давление в два раза меньше, кровь не насыщается кислородом, сатурация (при ковиде обычно проверяли) на треть меньше, то нормально спать не можешь, пытаешься побольше вздохнуть, постоянно ворочаешься и сон поверхностный. А еще, кажется знаешь уже почти каждую гималайскую собаку по её особому, индивидуальному, ночному лаю.) Мне лично совсем плохо спалось три раза: на высоте 3500, затем на 4400 и наконец на 5150. Причём вплоть до того, что появлялись мысли всё бросить и идти вниз. По счастью, наш организм супер-адаптивен и в большинстве случаев за несколько суток привыкает к высоте. Например сейчас, когда я пишу этот текст, мы уже возвращаемся назад, находимся на высоте 3440, но чувствую я себя просто отлично, и показатели хорошие. Так же как дома. Привык. Кстати измерения пульса и кислорода в крови стало нашим, в том числе,  ежедневным  командным занятием. Садились в кружок, смотрели данные по каждому, обсуждали самочуствие и давали рекомендации по действиям. Затем нагрузка. Подняться на плюс пятьсот метров вверх на четырёх тысячах высоты, это не тоже самое что на двух или на трёх тысячах, а та-же задача на пяти тысячах вообще кажется тяжело решаемой.) Каждый шаг даётся с трудом, сил не хватает, физическая подготовка здесь уже не сильно помогает. На высоте и  мастерам  спорта без подготовки часто становится так же хреново как и обычному человеку. Для меня лично получилось так: Поднялись на Горак-Шеп(5150м), накрыла горняшка, на отдых всего полчаса и выходим к базовому лагерю, т.к. дорога не близкая и нужно успеть до темноты. Восстановиться за полчаса  не успеваю, решаю идти на таблетках, но сдуру, вместо обезбаливающего, принимаю два Диакарба. А их мне стоит на высоте максимум по пол таблетки в день пить стоит, причём совмещая с Панангином(Это всё не в коем случае не рекомендация! Обязательно перед походом в горы консультируйтесь со своим личным врачом и с гидом на месте). В итоге маршрут до базового лагеря Эвереста для меня по сложности превратился практически в восхождение на Эльбрус. Большая история о преодолении, подробно писал вот здесь: https://vk.com/wall826791_1358 Единственно что скажу, ближе к концу маршрута я уселся в изнеможнии на камень, в полной уверенности что пропади все пропадом, но я дальше не иду! Денди обречённо стоял рядом, спрашивая чем может помочь. А я пытался отдышаться. Немеют пальцы рук, в глазах темнеет, дыхание прерывистое. Очень сильная головная боль.Несколько минут, затем мысль. Не дождётесь! четыре года собирались, нужно дойти! В итоге дошёл. Единственно, что уже на самой точке было не встать несколько минут, пока не принял обезболивающее и сникерс с горячей водой.) Помню, Серёга говорит:"Давай флаг доставать, фоткаться будем", а я просто не могу руку поднять: "Давай сам", говорю. Но в итоге ожил, вместе сделали кучу фото, записали каждый по нескольку видео-обращений и поздравлений на фоне Эвереста и уставшие но довольные вернулись в Горак-шеп уже под темноту. Затем было важное для меня решение. Связываю его с опытом и возрастом. В восхождение на Кала- Патхар, я решил участие не принимать, остаться в лагере на 5150м. Для меня действительно знаковое действие, т.к. я всю жизнь пытался и пытаюсь доказать себе и окружающим что могу. Взойти, получить, добиться, научиться, и т.д. А тут вдруг понял что хорош. Доказывать ради доказывания больше не хочу. Преодоление это в первую очередь о себе, своих ограничениях и своих демонах. Объективно, я на высоте 5600+ уже был. Состояние моё отвратительное. У ребят два классных опытных проводника на маршруте. И я, в конце концов, имею право сказать нет. В первую очередь себе самому. Поэтому остался. Спокойно, не испытывая при этом сожалений или чувства вины. Один мой друг регулярно говорит такое слово как "мера". Как она важна для всего. И вот, здесь остаться, мне как раз в меру. А ребята пошли наверх, и у них  в восхождении на Кала-Патхар были свои преодоления и свои вершины, лучше всего об этом написал Сергей, вот ссылка на его пост: https://vk.com/wall69780553_1400 О, ещё забыл рассказать. В Горак-шепе(5150) на завтрак я открыл, любовно прибережённую ещё с Питера, последнюю банку индеечного паштета. Это был лучший паштет в моей жизни! К этому времени местная еда уже настолько приелась, что реально хотелось чего-то своего, Русского. Пусть и консервы. Затем было прощание с вершинами, еще несколько фото на память и, наконец, спуск. Из курьёзного. На самом верху купил бутылку воды за пятьсот рупий,  внизу кстати стоит пятьдесят, разница ровно в десять раз, не обманули! Так вот, я не заметил на ней маленькую надпись Processed drinking water(обработанная питьевая вода), фото прикреплю. И если паштет был лучшим, то эта вода худшая в моей жизни. Не знаю, чем там её обрабатывали, думаю что вообще ничем, но от бутылки шёл густой запах туалета и пить это было совсем невозможно. Из медицинского. Высота обостряет все хронические заболевания. Имейте ввиду, если соберётесь в горы. У меня лично прихватывало почки, болела спина и ноги, были проблемы с желуком, вылезла простуда и.т.д. Вообще под завершение, все в группе так или иначе имели нюансы по здоровью. Единственно что радует, это как только пошёл сброс высоты, хотя-бы на пятьсот метров- сразу стало получше. Из интересного. В Намче-Базаре на обратном пути у нас были сутки свободного времени и мы устроили вакханалию шоппинга.)) Весь день с самого утра, с перерывами только на покушать, толкались по местным лавкам, смеялись, торговались выбирали, меряли и покупали. Не зря он называется Намче-Базар.)) Я даже купил каменную табличку "Намасте", хотя планировал взять её в Катманду. Кстати наконец-то мне понятен смысл этого приветствия. Это не просто "Здравствуйте", а нечто вроде "Божественное во мне, приветствует Божественное в тебе". По мне так очень красивая расшифровка. Ну вот, получился прямо ну очень длинный пост.)) В течении трёх дней, пока писал его, мы успели спуститься  обратно в Луклу, прилететь в горный аэропорт, искупаться в бассейне и сейчас по длинному серпантину возвращаемся в Катманду. Там предстоит ещё день шоппинга и возвращение в Петербург. Резюмируя. Гималаи превзошли мои ожидания. Удивительная красота гор, чистейший воздух, глубина и объём, величие исполинов. Непохожие ни на кого, самобытные Шерпы. Полёт на чудо-самолёте, отзывчивые партнёры и классная команда! Я доволен. Не буду утверждать, что точно вернусь сюда, так как на этом шарике ещё очень много интересных мест, а жизнь этом варианте всего одна, но как минимум ярчайшие впечатления и воспоминания точно буду носить с собой всегда! Продолжение следует? #приключенияфедорова #делайточтолюбишь #любиточтоделаншь #непал #эверест

Теги других блогов: восхождение высота Эверест